Полагаю, никого не удивлю тем, что конфликты бывают разные. Соответственно, и подход должен быть индивидуальный для каждой ситуации. Именно для этого разработаны различные модели медиации, в которых используются отличающиеся техники.
В данной статье расскажу о моделях, которые наиболее часто применяю в работе.
Нарративная медиация:
Подход основывается на убеждении, что участники конфликта воздействуют друг на друга в процессе общения. Потому за основу разрешения конфликта берутся их истории.
- Конфликт возникает внутри общего для участников социально-культурного окружения, а не за счет того, что у каждого индивида разные взгляды и интересы;
- у каждого из участников существует своя определенная жизненная история. Смыслы и эмоции, которые вкладывает в нее человек, важнее фактов.
Медиатор опирается на истории участников, с помощью которых они на протяжении жизни (либо на данном конкретном отрезке) строят отношения со значимым окружением. Именно в этих историях и зарождается конфликт.
Как именно происходит работа?
Медиатор помогает найти общие точки соприкосновения: то, в чем стороны согласны друг с другом.
Цель работы медиатора в данном случае - добиться того, чтобы участники конфликта выстроили такую историю, которая поможет решить конфликт и в которой конфликт не будет преобладать над их жизнью.
Основные техники, которыми пользуются нарративные медиаторы: экстернализация, деконструирующие вопросы, пересочинение.
Экстернализация: к конфликту относятся как к самостоятельной субстанции, отделяют его от участников. У конфликта есть свои особенности поведения, характерное влияние на участников и т.п.
Деконструкция: убеждения, которые способствуют конфликту, помещаются в другой контекст, разбираются на фрагменты, подвергаются сомнению. Часто, если данные убеждения разрушены, конфликт исчерпывает себя.
Пересочинение: создание с помощью медиатора истории, отличающейся от первоначальной, которая поможет восстановить (или сохранить, улучшить) отношения. Данная история берется участниками как основа для построения будущих отношений.
Трансформативная медиация:
Здесь цель медиации в первую очередь - не заключение соглашения, а восстановление отношений между сторонами.
Данный подход рассматривает конфликт как возможность измениться и изменить свое отношение к окружающим, вырасти морально и нравственно, стать более отзывчивыми, начать брать ответственность за свои поступки и т.п.
Этот подход наиболее распространен в ситуациях, где наиболее важна моральная сторона: семейные споры, конфликты между друзьями/соседями, разногласия на почве этнических, гендерных убеждений.
Медиация, ориентированная на решение проблем:
Основная особенность - сосредоточенность на интересах людей, а не на позициях. Медиатор акцентирует внимание на общих потребностях и помогает сторонам найти взаимовыгодное решение.
Здесь у медиатора следующие цели:
- не дать возможность участникам “перейти на личности”, а сконцентрироваться только на объективных проблемах. Здесь важно оперировать фактами, а не делать акцент на эмоциях;
- совместно с участниками сформулировать взаимовыгодные для них варианты выхода из конфликта.
Для успешного проведения данной медиации важна готовность участников сотрудничать. А именно, каждая из сторон должна:
- действительно стремиться найти решения;
- мыслить рационально;
- осознавать, какие есть проблемы и что их нужно разрешить;
- быть в состоянии аргументировать свои позиции;
- быть готовой вести переговоры с другими участниками.
Данный подход чаще применяется в бизнес конфликтах, юридических спорах и т.п.
Экосистемная медиация:
Используется в основном для урегулирования семейных конфликтов.
Основная задача - помочь семьям адаптироваться к новым условиям и сохранить отношения друг с другом (а в некоторых ситуациях даже улучшить).
Основные принципы экосистемного подхода к семейной медиации:
- нельзя обсуждать какую-то конкретную сферу жизни, не затрагивая остальные. С членами семьи обсуждаются проблемы (касающиеся любой сферы жизни), если это им необходимо;
- медиатору необходимы знания из культурной, социальной, правовой и других областей (по причине большого диапазона затрагиваемых вопросов);
- ребенок воспринимается как отдельная сформировавшаяся независимая личность, а не предмет спора/собственность одной из сторон;
- членов семьи могут волновать разные проблемы, и может потребоваться обсуждение вопроса, который волнует одну из сторон (даже если это изначально не кажется важным остальным участникам);
- принятие во внимание детей как участников процесса (они должны понимать происходящее и осознавать будущие изменения. Если родители считают это возможным, дети могут быть участниками медиации (однако это делается только при наличии нужной подготовки и знаний у медиатора). Решение, какую именно модель медиации использовать, медиатор принимает после того, как ознакомится с ситуацией.
Подробно о том, когда и какие модели применять, какие инструменты и техники использовать, как можно комбинировать модели - я рассказываю на своих курсах.